Зелёный

История неуспеха. Почему закрываются магазины без упаковки

Магазины без упаковки появились в России несколько лет назад и уже успели обзавестись постоянными покупателями. Туда приходят, чтобы купить нужные товары, но не навредить окружающей среде кучей пластика от ненужных упаковок. Польза таких магазинов видна невооружённым глазом, однако многие торговые точки всё равно приходится закрывать. Зелёный постарался разобраться: а в чём, собственно, дело? 

Грустный опыт


Первый в России магазин без упаковки появился в Петрозаводске в августе 2017 года. В нём жители могли купить множество различных товаров: от сухофруктов и круп до многоразовых средств гигиены. Однако в 2021 году магазин пришлось закрыть. Его основательница Любовь Соколова рассказала, что больше не может справляться с большим количеством проблем, которые приносит такой магазин. Несмотря на сильную любовь и привязанность к своему делу. Вот так вот.

Большая часть проблем упирается в деньги: финансов не хватает, чтобы наращивать ассортимент и сделать в магазине самообслуживание – для этого нужно купить множество довольно дорогих диспенсеров. Деньги нужны и на зарплаты сотрудникам, а также на обучение нового персонала, потому что многих начинает не устраивать зарплата уже через несколько месяцев.

– Я за 3,5 года ни разу не видела нормального финансового результата. И работать ради работы я просто устала. И я долго думала, как быть дальше и куда двигаться. И решила, что на Краснофлотской магазин точно закроется. Как будет дальше, пока не знаю, – огорчённо рассказала нам Любовь.

Зелёный расстроился конечно. Но жителям и гостям Петрозаводска, которые заботятся об экологии и покупают товары без упаковки, можно перестать волноваться: в ближайшее время магазин заработает вновь, но уже с новым владельцем. 

Почему же магазины без упаковки закрываются?


Анастасия Резенкова основала в Москве сразу три магазина без упаковки Green Rezza. Однако от одного из них ей пришлось избавиться: он не мог окупать даже половину арендной платы, не говоря про зарплаты сотрудникам и охране, а также другие расходы. Кроме того, в магазине было очень мало посетителей. 

– Людям лень ездить в магазин без упаковки, – посетовала Зелёному Анастасия. 

Соучредитель магазина без упаковки в Бийске Артём Сочнев рассказал, что причин для закрытия было много, но главной стала нехватка денег. Выручки было недостаточно, чтобы платить за арендную плату для работы магазина. Он уточнил, что «Развесная лавка» была открыта для посетителей чуть больше полутора лет. За это время количество покупателей продукции без упаковки сильно сократилось: Артём уверен, что на это повлияло решение крупных супермаркетов разнообразить ассортимент эко- и ЗОЖ-продукцией. 

На решение закрыть магазин повлиял и неудачный выбор места. «Развесная лавка» находилась в центре города – в окружении множества сетевых магазинов, с которыми было очень сложно конкурировать. Кроме того, многие покупатели жили в отдалённых от центра районах города и не могли постоянно там закупаться. 

Онлайн-формат поможет выжить магазинам без упаковки?


Чтобы спасти от полного закрытия «Развесную лавку» в Бийске, её пришлось перевести в онлайн-формат. Так же поступили и владельцы многих других магазинов без упаковки: переход на доставку и закрытие физических магазинов ускорила пандемия.

Основатель двух магазинов без упаковки в Сочи Евгений Шеметов рассказал, что до карантина покупателей в магазине было много – товарами без упаковки интересовалось большое количество местных жителей. Ещё до появления магазинов в Сочи сформировалось экодвижение, люди активно занимались раздельным сбором отходов. Но не было ни одного магазина такого формата, хотя жители постоянно интересовались, когда же он появится.

– После карантина магазин в Красной поляне сильно упал по людям, была просадка по покупателям. Соответственно, арендная плата на момент самой пандемии никуда не уходила: это был торговый центр, было сложно договориться по аренде. После карантина эту точку пришлось закрыть и перейти только на онлайн-продажи. Потому что не было уже финансового смысла её тащить, – рассказал Евгений. 

При этом он уверен, что онлайн-формат не совсем подходит для такого магазина:

– Это всё-таки больше не онлайн-проект. Люди приходят лично за продуктами в магазины без упаковки. Доставка во многом теряет весь смысл данной продукции. 

Однако владельцы других магазинов без упаковки видят в переходе на онлайн-формат работы дополнительную возможность для развития. Они привлекают покупателей бесплатной доставкой товара, а проблему с упаковками решают с помощью многоразовой тары, которую клиент сможет вернуть курьеру при следующем заказе.  

Резюме


Разобрался Зелёный, в чём дело? Да как-то всё грустно и банально. Люди не знают, что такое магазины без упаковки. Кто-то знает, но ленится ехать. Тем более в сетевых тоже много экопродуктов. Нет людей – нет выручки. Нет выручки – нет смысла в магазине. А инициатива-то хорошая... Искренне пожелаем владельцам незакрывшихся магазинов успеха в их бизнесе!

Читайте ещё:

Статьи