Зелёный

На радость Грете Тунберг: как мировые аэропорты становятся eco-friendly

Вряд ли авиацию можно назвать экологически чистой сферой. Но это не значит, что на окружающую среду можно и вовсе забить. Десятки аэропортов по всему миру придерживаются такого же мнения. И хоть как-то стараются снизить негативное влияние. Новые терминалы они пытаются строить из экологически чистых или переработанных материалов. Устанавливают системы очистки воздуха и шумоподавления. Зелёный рассмотрел аэропорты, для которых экологичность стала весьма важной составляющей. 

Бостонский международный аэропорт Логан, США


Бостонский международный аэропорт Логан, США. Источник изображения: Зелёный
Бостонский международный аэропорт Логан, США. Источник изображения: Зелёный

Это первый в мире аэропорт, получивший аккредитацию Руководства по энергетическому и экологическому проектированию. Это добровольная система сертификации зданий, относящихся к «зелёному» строительству, разработанная в 1998 году «Американским советом по зелёным зданиям» для оценки энергоэффективности и экологичности проектов устойчивого развития.

Кровля и тротуар у одного из терминалов аэропорта отражают тепло от здания, что позволяет летом не использовать кондиционеры. А сантехника в нём установлена с низким расходом воды для её экономии.

Асфальт у одной из взлётно-посадочных полос сделан с добавлением вулканического пепла. Такой бетон считается экологичнее. Если заменить составляющие цемента измельчённой вулканической породой, то это позволит снизить потребление энергии и выбросы CO₂ при его производстве почти на 20%. Также установлен парк ветряных турбин высотой 6 футов. Он размещён на крыше офисов аэропорта и вырабатывает около 3% энергии, необходимой для его функционирования.

Аэропорт Галапагосских островов


Аэропорт Галапагосских островов. Источник изображения: Зелёный
Аэропорт Галапагосских островов. Источник изображения: Зелёный

Галапагосские острова очень популярны среди туристов Северной и Южной Америки. Для экономики это хорошо, но плохо для экологии. На островах живут уникальные животные, например огромные черепахи, морские игуаны и даже пингвины. И чтобы воздействие туризма на природу не было разрушительным, на островах построили первый в мире полностью «зелёный» аэропорт.

Аэропорт построили в 2012 году. Изначально он был спроектирован так, чтобы полностью работать на солнечной и ветровой энергии, причём 65% всей энергии вырабатывается ветряными мельницами, а 35% – фотоэлектрическими панелями, установленными на пешеходных дорожках. 

Само здание – это на 80% переработанный материал старого терминала. А конструкция, поддерживающая новый терминал, построена из переработанных нефтяных труб для разведки, которые были извлечены из Амазонки. В соответствии с экологической тематикой аэропорта, даже мебель у выходов и в кафе тоже сделана из переработанного материала.

Кроме того, в аэропорту есть своя система водоснабжения. Пресной воды на Галапагосах мало, поэтому приходится перерабатывать морскую. Установка забирает воду из океана и очищает, обрабатывает, а затем транспортирует в резервуары для хранения, расположенные рядом с главным зданием. Затем сточные воды перекачиваются обратно в систему очистки для повторного использования пассажирами (хотя, по понятным причинам, не для потребления внутрь). 

Осло, Норвегия


Осло, Норвегия. Источник изображения: Зелёный
Осло, Норвегия. Источник изображения: Зелёный

Ну как же без Скандинавии – передовой части мира по вопросам переработки и раздельного сбора отходов. Тенденцию экологически чистых инициатив они распространили на аэропорты. При строительстве нового терминала было решено сделать энергоэффективность ключевой частью конструкции. 

Пристройка построена из повторно использованной стали и экологически чистого бетона с добавлением вулканического пепла, смешанного с вулканическим пеплом, а затем была облицована древесиной из скандинавских лесов.

Но самое интересное – система охлаждения здания летом. Они берут снег с взлётно-посадочных полос, которые, кстати, убирают с помощью самоуправляемых машин, и хранят его на складе. Летом его используют в качестве охлаждения.

Постепенно в аэропорту избавляются от транспортных средств на бензине. Вместо этого они используют машины на электричестве, водороде и биотопливе. 

Арланда, аэропорт Стокгольма, Швеция


Арланда, аэропорт Стокгольма, Швеция. Источник изображения: Зелёный
Арланда, аэропорт Стокгольма, Швеция. Источник изображения: Зелёный

Да-да. И снова Скандинавия. Стокгольмский аэропорт Арланда стал первым аэропортом в мире, достигшим углеродной нейтральности. Это произошло 12 лет назад. Существует целый ряд мер, позволяющих существенно сократить вредные выбросы в окружающую среду и уменьшить расходы на эксплуатацию аэропорта. Для этого применяются все способы: покрытие из специального низкоуглеродного бетона для взлётной полосы, очистка воздуха с помощью фотокаталитических мембран, биогазовые или гибридные автобусы и даже экотакси (электромобили с низким уровнем выбросов, автомобили на водороде и природном газе).

Чтобы таксисты переходили на экотакси (электромобили с низким уровнем выбросов, автомобили на водороде и природном газе), аэропорт использует не систему штрафов, а систему поощрений. У экотаксистов приоритет во въезде, а значит, они будут первыми в очереди и точно смогут найти себе клиента. Это оказало огромное влияние: доля экологически чистых такси в аэропорту Стокгольма подскочила с 16% в 2009 году до 84% в 2014 году.

В целях экономии электроэнергии Стокгольм использует уникальную систему для обогрева своих терминалов, ангаров и зданий аэродрома. Вода собирается серией колодцев, соединённых с подземным водоносным горизонтом. Эта вода попадает в систему кондиционирования воздуха терминала летом и в систему отопления, работающую на биотопливе, зимой. Этот метод также используется для укладки цементных подушек возле ангаров аэропорта, чтобы двери и пандусы не покрывались льдом.

Благодаря внедрению маломощного светодиодного освещения и ряду других мер Стокгольм смог сократить потребление энергии почти на треть в период с 2005 по 2012 год.

Аэропорт Шеллефтео, Швеция


Аэропорт Шеллефтео, Швеция. Источник изображения: Зелёный
Аэропорт Шеллефтео, Швеция. Источник изображения: Зелёный

Не улетаем из Швеции. Потому что аэропорты Швеции опережают будущее на десятки лет. Аэропорт города Шеллефтео стал первой аэрогаванью, которая добилась нулевых выбросов CO2. Они смогли этого достичь на 30 лет раньше, чем требовало парижское соглашение. К Шеллефтео позже добавились ещё девять аэропортов Швеции.

В аэропорту «Шеллефтео» для отопления используется биотопливо, а электричество обеспечивают исключительно компании, имеющие сертификат соответствия экологическим нормам.

Автопарк аэропорта, включая и самолёты, снабжён электродвигателями или переведён на биотопливо. Эксперимент оказался успешным: экологичные воздушные судна сейчас летают не только по стране, но и на средиземноморские курорты.

В 2021 году в аэропорту Шеллефтео будут проводиться испытания электросамолёта с вертикальным взлётом. 

Аэропорт Цюриха, Швейцария


Аэропорт Цюриха, Швейцария. Источник изображения: Зелёный
Аэропорт Цюриха, Швейцария. Источник изображения: Зелёный

С 1991 года аэропорт Цюриха сократил выбросы углерода примерно на 30%. И на этом он не планирует останавливаться. К 2030 году с помощью реконструкции терминалов эту цифру планируют увеличить.

Добиться таких результатов помог комплексный подход: на стыковочных станциях самолётов и на автостоянках установлены фотоэлектрические системы. Они позволяют очищать воздух.

Также снизилось потребление воды: бытовые сточные воды направляются на очистные сооружения, а дождевая вода собирается для использования в туалетах. Вода от операций по борьбе с обледенением также перерабатывается посредством уникального естественного процесса, в ходе которого используются специализированные микроорганизмы, разрушающие твёрдые остатки жидкости.

Международный аэропорт Денвера, США


Международный аэропорт Денвера, США. Источник изображения: Зелёный
Международный аэропорт Денвера, США. Источник изображения: Зелёный

Международный аэропорт Денвера имеет одну из самых больших солнечных электростанций в мире. Четыре огромные солнечные батареи в аэропорту вырабатывают достаточно электроэнергии, чтобы, например, снабдить электроэнергией 2500 домов.

Новаторская система экологического менеджмента в аэропорту привела к многочисленным успехам. В 2015 году с полигона было вывезено более 2100 тонн твёрдых бытовых отходов. На предприятиях аэропорта ежегодно компостируется более 200 тонн органических отходов, а многочисленные станции для наполнения бутылок с водой установлены по всем терминалам. Если вдруг будете в Денвере, то возьмите с собой свою любимую многоразовую бутылку для воды, здесь для неё райское место. 

Пулково, Санкт-Петербург


Пулково, Санкт-Петербург. Источник изображения: Зелёный
Пулково, Санкт-Петербург. Источник изображения: Зелёный

Российские аэропорты находятся только в начале пути с курсом на экологичность. Первым, кто стал внедрять раздельный сбор отходов, стал аэропорт Пулково в Санкт-Петербурге. На его территории на каждом шагу встречаются урны, в которые можно выбросить пластиковую бутылку, газету или журнал и прочие полезные отходы. Благодаря внедрению новой системы более 70% отходов аэропорта стали вторичным сырьём и продукцией переработки.

При этом сами урны изготовлены из композитного материала, полученного благодаря переработке вторичного сырья. А для тех, кто готов выбросить бутылку, но воду не допил и уже началась посадка на самолёт, на урнах есть специальный лоток для слива жидкости.

Собранные отходы отправляют на сортировочный завод, где отделяются некоторые виды пластмассы, алюминия, стекла, макулатуры и получается готовое вторичное сырьё для дальнейшей переработки.

Читайте ещё:

Статьи