Спортзона
Прокатимся на велике? Спортзоны сегодня – важная часть городской среды. И служат они символом осознанного образа жизни не только по очевидной причине пользы спорта. Вообще-то для создания стадионов, спортивных площадок, беговых и велодорожек активно используются перерабатываемые отходы. Чаще всего – автопокрышки.
При переработке отходов из резины: шин, резиновой обуви и других – можно получить резиновую крошку, причём разной формы и размера. Это очень перспективное направление промышленности и бизнеса в России. Обычно производители, которые занимаются переработкой резины в крошку, создают и бесшовные покрытия из неё, добавляя дополнительные вещества типа клея и красителей. Из таких покрытий можно сделать что-то вроде заливного пола. Кто-то не усложняет и изготавливает рулонные и модульные покрытия. Между тем, пол из них получается ничуть не хуже. Потенциал резиновой крошки для производства велик. И сейчас потихоньку на этом рынке появляется конкуренция. Для строительства стадиона к Чемпионату мира, например, может понадобиться до 100 тонн сырья. Смекаете?
Яркий пример крупного производства резиновой крошки – Дмитровский завод РТИ. На заводе также делают резиновые чипсы и резиновый порошок. А ещё завод проводит акции и устанавливает площадки для детских домов. Так, завод провёл акцию «Подари обуви вторую жизнь». Удалось собрать более 180 тысяч пар обуви. В результате из этой обуви (резиновых подошв туфель и сапог) сделано покрытие для спортивной площадки, которую завод подарил детскому дому №11 в Москве. А совсем недавно, 28 апреля, в Москве стартовала акция сбора ненужной обуви «Добробувь», организованная в том числе заводом.
Почему же покрытия из резиновой крошки так хороши? Да просто они сохраняют все свойства резиновых отходов: не пропускают звук, быстро высыхают после дождя, остаются эластичными, износоустойчивыми – их очень сложно механически повредить и прослужить они могут до 40 лет. Плюс покрытие безопасно. При переработке опасных веществ в нем не остаётся. Из-за хорошего сцепления с обувью на таком покрытии сложнее поскользнуться при игре в баскетбол, например.
Также крошкой удобно набивать боксёрскую грушу. Отрабатывать удар будет лучше, чем если груша набита опилками или песком.
В общем, вы поняли. Старые автомобильные покрышки для спортзоны – это как подкова для коня. Идём в парк.
Парк и улица
Дорожки в парке тоже делают из резинового асфальта. По сравнению с битумом (его ещё называют нефтяной асфальт), для его изготовления не требуются материалы перегонки нефти. Таким образом, резиновый асфальт сильно бережёт далеко не резиновый кошелёк.
Присядем? Знаете, из чего эта скамейка? Из пластиковых пакетов. И урна тоже. И цветник. И вон тот забор. Одна из самых крупных сетей заводов в России, которые производят уличную мебель из полиэтиленовых пакетов и песка, – «Умная SREDA». Владельцы сети разработали собственную технологию переработки пластика, когда он смешивается с песком и превращается чуть ли не в камень, что делает его абсолютно безопасным с точки зрения выделения каких-либо веществ. Лавочка из такого материала, соответственно, весит около 150 килограммов – её нельзя украсть, сжечь, поцарапать. В Marvel бы её с такой суперсилой. На производство одной лавочки нужно 5000 пакетов и 80 кг песка, а две такие лавочки спасают дерево. Ежемесячно один завод выпускает примерно 150 скамеек и урн (то есть спасён уже маленький лесок!), на которые уходит около 4,8 тонн б/у пластика. А заводы есть аж в 16 городах по всей России!
А ещё уличную мебель делают из пластиковых бутылок. Крупное предприятие есть недалеко от Екатеринбурга – «Уралтермопласт». Оно занимается производством полимерных профилей, которые напоминают покрашенные доски, но не гниют, не выцветают, не облазят. Из таких профилей можно делать столбы, заборы, какие-то ограждения.
Дальше? О! Заглянем-ка на детскую площадку.
Детская площадка
Здесь есть и переработанные шины, и пластик. Покрытие на детских площадках часто делают именно из резиновой крошки. Такие площадки можно встретить во многих дворах по всей России. При всех перечисленных положительных свойствах, его ещё можно покрасить в яркие цвета. Безопасность – превыше всего. Вероятность падения на такую поверхность гораздо ниже, да и падать не так больно, как на асфальт.
Ну а лесенки, карусельки, горки можно произвести из переработанного пластика. При переработке пластик обеззараживается под действием высокой температуры – он полностью безопасен для здоровья. Не будет гнить, не будет ржаветь, не оставит ребёнку занозу.
Пусть детишки играют. А мы снова свернём на дорогу.
Дорога
Резиновая крошка также используется при строительстве дорог. Достоинств не счесть. Но мы попробуем. Экономно. Долговечно. Ремонтировать нужно реже, так как покрытие износостойкое. Шины у машин, кстати, тоже меньше изнашиваются. И самое главное – такое покрытие снижает риск аварии, поскольку, как и в случае с обувью, более сильное сцепление между автопокрышками и дорогой.
А, и ещё плюс. От езды нет столько шума, как при езде по битумной дороге, поэтому можно строить дороги ближе к домам. Пойдёмте, кстати, к дому.
Дом
На придомовой территории снова встречаем пол из покрышек. Особенно практично её использование для строительства пандусов. В том числе опять-таки из-за сцепления.
Ещё один вид вторсырья, который можно произвести из автомобильных шин, – вторичный текстиль. Что-то типа синтетической ваты с крупицами резиновой крошки. Таким материалом утепляют дома, торговые центры, здания предприятий. Между тем, это «дышащий» материал. Также это вторсырье защищает от трещин строительные материалы и путепроводы. И сам не стареет – способен прослужить лет 50. В Краснодаре такой утеплитель планируют использовать при строительстве новых жилых микрорайонов около посёлков Знаменский и Новознаменский.
С помощью резиново-битумной мастики можно сделать в доме гидроизоляцию. Она отлично прилипает к поверхности, не гниёт, защищает металлические трубы от коррозии, а поверхность – от грибка и плесени.
Да что там говорить… Есть случаи, когда из покрышек возводят целые фундаменты. Причём не для подсобок, бань и сараев, а для строительства жилых домов. Например, так поступила ставшая благодаря этому знаменитой семья Калачиковых из Кемеровской области.
И использование вторсырья для строительства домов не стоит на месте. Сбер в ноябре 2020 года анонсировал запуск нового экопроекта, направленного на производство оконных профилей из старых банковских пластиковых карт. Возможно, летом мы увидим первые достижения экопроекта. Кстати, это не единственная «зелёная» инициатива банков в России. ВТБ переводит своих клиентов на экокарты, сделанные из кукурузы и сахарного тростника. Точнее – полилактида. Служат столько же, сколько и пластиковые аналоги, производство по затратам не отличается, зато переработать гораздо проще.
Мы не пойдём туда, но недалеко от дома есть ещё кое-что…
Кладбище
Не хочется омрачать экскурсию по городу, но кладбища – тоже часть городской среды. В России принято оформлять могилы плиткой из мрамора, землёй и искусственными цветами. Между тем, уже есть производство плиток на основе резиновой крошки. Такие надгробия не будут портиться от осадков, а ещё они дешевле. Выглядят вполне прилично и аккуратно. И не требуют трудоёмкого ухода.
О городе будущего
Нашу прогулку по городу прокомментировала Буляш Тодаева, промышленный дизайнер, инженер в области устойчивого развития, основатель zerowaste.lab:
– Проектирование города будущего должно опираться в первую очередь на стратегию защиты от вызовов и рисков сегодняшнего и завтрашнего дней. Город будущего – это новые принципы при организации пространства. Устойчивое проектирование в этом масштабе – использование вторсырья, многоразовых разборных конструкций, переход от физических объектов к городским сервисам, которые могли бы упростить существующие процессы. В отходах уже сегодня следует видеть материал, интегрируя его в сферу производства. Инфраструктура в будущем должна иметь общую систему с бизнесом, как малым, так и крупным. Сейчас мы наблюдаем, что она скорее «догоняет» его. Бизнес гораздо быстрее реагирует на запросы жителей и удовлетворяет потребности.
Денис Буцаев, директор Российского экологического оператора:
– Мы должны быть прогрессивными, стремиться привести все наши процессы к экономике замкнутого цикла. Только с таким отношением к экономике мы сможем создавать умные города будущего. Есть и обратный процесс – как человек формирует среду, так и среда способна формировать человека. Среда, которая спроектирована с опорой на принципы осознанности, вдумчивости и бережливого отношения к тому, что нас окружает, заложит эти принципы и в мировоззрении людей, которые в ней живут. В этом смысле использование вторичных материальных ресурсов для развития инфраструктуры города – это не только большой потенциал и возможность экономии ресурсов как финансовых, так и природных, но и инвестиции в наше будущее в перспективе устойчивого развития, в создание устойчивого и целостного общества.