Зелёный

В поисках лучших отходов: почему половину пластика в баках москвичей нельзя переработать

Почти полтора года Москва живёт в новых реалиях раздельного сбора отходов. Жители понемногу приучаются распределять отходы между синим и серым контейнером и отличать вторсырьё от неперерабатываемых отходов.

Осенью 2020 года мы, группа ЭкоЛайн, исследовали морфологию отходов в Москве. То есть проанализировали содержимое серых и синих баков с разных сторон: изучили состав в процентном соотношении (отдельно по весу и по объёму для разных материалов), его загрязнённость и другие параметры, которые могут влиять на переработку.

Наша главная цель была – разобраться, как именно можно увеличить процент вторсырья и уменьшить объём отходов, которые отправляются на полигоны.

Хорошие новости


Процент вторсырья в синих баках стал существенно выше! За год доля пригодных к переработке компонентов выросла в среднем до 40 %. Этот важный показатель говорит о том, что жители столицы стали доверять общегородской системе раздельного сбора отходов (РСО) и сортируют отходы. Домашняя сортировка – важный фактор сохранности вторсырья, а значит, и сокращение захоронений. Это ценная тенденция.

И новости похуже…


Конечно, режим самоизоляции повлиял на все, в том числе и на состав городского мусора. В частности, сильно вырос спрос на услуги сервисов доставки. Как показал наш анализ, в синих баках находится в основном упаковка – 80–90 %. Около 55 % этой упаковки – пластиковая. Казалось бы, проблем с переработкой возникать не должно. Но на деле половина от этой половины, то есть 25 % сухих отходов, на сегодняшний день переработана быть не может. Рециклингу мешает избыточное разнообразие упаковки, псевдоэкологичные решения, использование неперерабатываемых материалов и неустойчивая модель маркетинга производителей.

Про упаковку


Мы привыкли, что именно упаковка «продаёт» товар – на ней печатают слоганы, состав, яркие картинки, а форма и цвет может привлечь определённые группы покупателей, например подростков. Эти факторы всегда были «головной болью» для переработчиков (скажем, яркие, кислотного цвета ПЭТ бутылки переработать практически нереально). Но сейчас торговля «переехала» в интернет – и вот он, шанс упростить и унифицировать упаковку! Однако не все продавцы воспользовались этим шансом. В итоге мы имеем огромную номенклатуру контейнеров, стаканчиков, бутылочек – а ведь на возможность переработки влияет не только материал, но и толщина этого материала. Кстати, здесь есть и положительный пример. «Кухня на районе» сильно упростила свои упаковочные решения – сократила ассортимент контейнеров, отказалась от неперерабатываемых пластиков. И в итоге, кстати, бонусом сократила расходы по этой статье почти на 50 %.

Про псевдоэкологичные решения


Пример псевдоэкологичных решений – так называемого гринвошинга – это биоразлагаемые пластиковые пакеты. Обещают, что биоразлагаемый пакет – это бесследно разлагающийся пакет. Но на самом деле это обычный пластиковый пакет со специальной добавкой для ускоренного распада. То есть эта добавка просто ускоряет образование микропластика и мешает использовать материал повторно.

Более того, биоразлагаемые пакеты препятствуют переработке обычных, так как эта самая добавка может испортить качество целой партии сырья. Поэтому не стоит брать такие пакеты в магазине и сдавать их в контейнеры для вторсырья.

Про неудачный маркетинг


Если же говорить о неудачном маркетинге – вспомним термоусадочную плёнку, которой часто «украшают» пластиковую бутылку. Дело в том, что ПЭТ бутылка – это не только самый популярный компонент бака со вторсырьём (на них приходится почти 15% объёма), но и самый любимый у переработчиков: такое сырьё легко переработать, поэтому оно востребовано на рынке. Однако стоит бутылку «нарядить» в плёнку из неперерабатываемого пластика, и потенциальное вторсырьё едет на полигон. На сортировочном комплексе такие бутылки не отберёт сортировщик, не опознает оптика, пластики нельзя разделить технологически… В общем, лучше откажитесь от покупки такой тары.

Про лучшие отходы


Собрав воедино наши знания об упаковке, мы с движением «РазДельный сбор» разработали рекомендации для торговых сетей и служб доставки о переходе на правильную упаковку. Однако не стоит ждать, когда бизнес и государство договорятся между собой: ежедневные шаги требуются от каждого из нас независимо от места работы. Разделять отходы необходимо на каждой кухне, но и не только.

Мы не устаём повторять, что лучшие отходы – те, которые не образуются. Откажитесь от одноразовых вещей, пользуйтесь тканевой сумкой для походов в магазин, не совершайте ненужных покупок. Победить мусор можно только сообща, это тот случай, когда от каждого из нас многое зависит.

На всякий случай отмечаем, что мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Мнения