Зелёный

Эколикбез: пополняем лексикон модными словечками. Часть 2

Мы не только за чистоту планеты, но и за чистоту русского языка. Однако некоторые экологические термины пока не имеют перевода или аналогов в русском языке. Тем не менее, они активно употребляются в экосообществе. А поэтому мы не можем игнорировать их. Чтобы вы чувствовали себя как рыба в воде, например, на тусовке с экоблогерами и не подумали ничего плохого про приглашение на своп-вечеринку, Зелёный расшифровал значения модных неологизмов.

Спойлер: будет очень много англицизмов. Но что делать, если они приняты в экосообществе и пока не переведены или не заменены аналогом?

Шеринг


Английское share – делить. Шеринг – это направление экономики, которое призывает пользоваться чем-либо совместно, делиться, обмениваться и т. д. Это одна из заповедей осознанного потребления – повторное использование. Зачем покупать новое, если можно взять на прокат, одолжить или вообще получить бесплатно?

Капшеринг. Начнём с очень важного для сохранения чистоты планеты шеринга – капшеринга. Пока это европейское направление не очень популярно в России – поисковик исправляет запрос на «каршеринг». Но опечатки в слове нет. Капшеринг – это аренда стаканов для вечеринок. Направлен на снижение потребления одноразового пластика. Кстати, мы делали материал о пяти убийцах любого экопраздника, среди которых был и одноразовый стаканчик.

Фудшеринг. Большое направление по спасению еды и остановке перепотребления. Есть специальные онлайн-платформы и группы в соцсетях, где люди выкладывают объявления, что хотят отдать какую-то еду. Пекарни отдают хлеб, овощебазы – фрукты и овощи, а обычные люди делятся тем, что осталось у них после крупных банкетов или по каким-то причинам не зашло (адекватным причинам: еда не должна быть испорченной). Например, мы видели объявление о кабачковой икре, которая хозяевам показалась слишком жидкой. Но ведь это не повод её выбрасывать, правда?

Дресскроссинг. Сегодня не зазорно, а даже модно покупать одежду в секонд-хенде, а также обмениваться одеждой. Обмен одеждой называется дресскроссинг. А ещё есть шеринговые сервисы более узкой направленности. Например, существует сервис по шерингу мужских офисных рубашек. Смысл такой. Каждую неделю вам привозят выглаженные (ваши глаза радостно загорелись), постиранные, хорошего качества и разных моделей рубашки. А спустя неделю – забирают.

Каршеринг, байкшеринг, кикшеринг. Наиболее известное понятие в шеринге – каршеринг. То есть аренда машины. Чаще всего – краткосрочная. Есть и другие «шеринги», связанные с транспортом: байкшеринг (аренда велосипедов) и кикшеринг (аренда самокатов).

Буккроссинг. Безвозмездный обмен книгами.

Аптекашеринг. Обмен лекарствами с не истёкшим сроком годности.

Стройшеринг. Обмен строительными материалами – стройшеринг.

Своп


Это сокращённое название своп-вечеринки. На свопы люди приносят ненужные вещи, чаще всего – одежду, которые можно обменять на что-то своё или забрать безвозмездно. Иногда обмен происходит под музыку или хорошее кино. Есть целые инструкции, как организовать своп-вечеринку.

Плоггинг


Плоггинг – это, по сути, экологичный бег. Движение зародилось в Швеции. Плоггинг – сочетание бега трусцой (англ. jogging) и сбора отходов (швед. plocka – подбирать). Этакий сбор отходов во время пробежки. Приятное с полезным. Кстати, в России сам по себе такой вид бега появился раньше, чем в Швеции. Просто плоггингом не назывался.

Eco-friendly


Дословно – дружелюбный к экологии. Так можно сказать о человеке, о товаре, о производстве, об образе жизни – о чём угодно. В основе характеристики экофрендли – сохранение и незагрязнение окружающей среды, осознанность, устойчивость, разумное отношение к потреблению.

Zero waste


Буквально – ноль отходов. Это образ жизни, при котором люди максимально стремятся не производить отходы, а если они всё-таки образуются – перерабатывать их. Естественно, разумное потребление и отказ от одноразовых предметов – в центре концепции.

Экошейминг


У ведения экологичного образа жизни есть обратная сторона медали. Порой его приверженцы начинают чрезмерно критиковать тех, кто такой образ жизни не ведёт. Не разделяешь отходы? Берёшь лишний пакет? Подарил цветы в упаковке? Ты – фу. Такая критика и называется экошеймингом. Эту большую тему мы обязательно поднимем в Зелёном – следите за новыми материалами на нашем сайте.

Гринвошинг


Это вид маркетинга. В России он известен как зелёный камуфляж. То есть в основе гринвошинга – маскировка товаров под «эко», «зелёные» и т. д., что на самом деле не правда, а лишь громкие заявления производителей, которые вводят в заблуждение покупателей. Нередко это как-то отражено на упаковке товаров: в маркировке, иллюстрациях, слоганах и т. д. Яркий пример гринвошинга – рекламная кампания нефтяной компании Chevron. В роликах были показаны красивые виды, иллюстрирующие, как бережно компания относится к природе, в то время как на самом деле Chevron незаконно сливала отходы в местах обитания диких животных.
Подсказки