Как я выбрала промышленное направление в дизайне
По первому образованию я инженер, окончила МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедру «Машиностроение». Поступала не особо осознанно, если честно. Привлекло направление «Художественная и ювелирная обработка материалов» на нашей кафедре – мне всегда нравилось творчество. Но направление, как оказалось, давно закрыли, и узнала я об этом уже после начала обучения 😃
Позже познакомилась с кафедрой промышленного дизайна. Поняла, что для меня это идеальный баланс технического и творческого, но из-за отсутствия художественного образования побоялась менять вектор обучения. Правда, в 25 я всё же поняла, что жизнь одна и надо заниматься тем, чем хочется. И ушла учиться вновь 😃
Промышленный дизайн меня зацепил тем, что в этой профессии невозможно «заскучать» или застрять в рутине. Каждый проект учит новому, развитие идёт постоянно и разносторонне. Например, прошлым летом я проектировала параллельно экологичные контейнеры для еды с собой, светильники для улицы и проводила исследование для компании, выпускающей сельскохозяйственную технику. О каждом из создаваемых предметов ты должен в короткие сроки узнать если не всё, то хотя бы самое базовое и ещё чуть-чуть)) Невозможно создать хороший продукт, не погружаясь в контекст его применения, не советуясь с пользователями и не изучая существующие технологические решения. Мало придумать концепт – свою идею нужно грамотно подать всем заинтересованным сторонам, поэтому хороший специалист владеет и графическим дизайном, и искусством презентации, знает основы веба, анимации и не боится осваивать новые сферы деятельности.
Как меня учили
За 3 года в дизайне я пообщалась с одной стороны с выпускниками разных вузов и с другой – с теми, кто пришёл из других областей и получал все знания не системно, а самостоятельно: по курсам, статьям в интернете, книгам и YouTube-каналам. Успешные дизайнеры есть и среди одних, и среди других.
Я больше за системный, но максимально прикладной подход. Многие ребята после школы плохо понимают, чем именно занимаются промышленные дизайнеры. Начинают учиться, сталкиваются с индустрией, разочаровываются, потому что ожидания и реальность не совпали. Поэтому я советую начать с курсов дополнительного профессионального образования (ДПО) в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Свой путь я начала именно с них и не жалела об этом никогда. За 3–4 месяца под наставничеством опытных практикующих кураторов вы проходите все этапы проектирования: от исследования до финальной презентации продукта, включая прототипирование, обучение скетчингу, программам моделирования и визуализации. Благодаря курсам можно понять, что вас ждёт на реальных проектах и нужно ли поступать на полноценную программу бакалавриата или магистратуры.
Так, после курсов, я работала на фрилансе и позже устроилась в технологический стартап, продолжая участвовать в дизайн-конкурсах и студенческих проектах. Спустя год поняла, что хочу поступить в магистратуру. Решила продолжить обучение в НИУ ВШЭ, так как кураторы курса – Тимур Бурбаев и Святослав Саакян. У Тимура я училась на курсе допобразования, Славу знала как одного из ведущих промышленных дизайнеров в России, поэтому была уверена, что это образование даст мне всё, что нужно для профессионального развития и более глубокого погружения в промышленный дизайн.
Как учила я
В конце мая 2021 года мы с Антоном Артемчуком из Шухов Лаб НИУ ВШЭ организовали школу по переработке пластика и принципам устойчивого проектирования СИБУР Circularity. На сегодняшний момент – это самый значимый проект для меня. Школа была реализована при поддержке СИБУР на базе zerowaste.lab и длилась три недели. На первой неделе все желающие могли подключиться к трансляции лекций на тему экологии, урбанистики, дизайна, переработки, мейкерства и создания бизнеса от специалистов в сфере устойчивого развития и циклической экономики.
Задачами практической части школы стало проектирование и создание арт-объекта, а также малой серии бытовых предметов из вторичного пластика. Был довольно большой конкурс – из 248 заявок отбирали 30 человек. В командах работали архитекторы, дизайнеры, школьники и учителя, люди разных профессий и возрастов. Их объединял интерес к экологической повестке и осознанному подходу в проектировании, поэтому результат получился впечатляющий.
Арт-объект «Купол да Винчи» уже установлен в холле отеля «Азимут – Смоленская» и выполнен с использованием флаконов от косметики, собранной в гостиничных номерах этой сети. На заключительной неделе школы удалось реализовать коллекцию мебельных ручек, мыльниц и многофункциональных объектов, а самое главное – запустить «эффект бабочки». Школа создала сообщество талантливых и активных людей, которые продолжают экспериментировать со вторичным сырьём и погружаются в тему устойчивого развития дальше, просвещая людей из своего окружения.
Что в дизайне я люблю больше всего
Дизайнеры используют удивительную программу – Blender. Всем требуется время и силы освоиться с ней, привыкнуть к не самому дружелюбному интерфейсу, понять логику и базовые принципы. Но когда этот этап проходит, ты начинаешь понимать, насколько впечатляющий результат можно получить в короткие сроки, какой сильный визуал реально создать, и какое широкое поле для экспериментов есть у дизайнера. Мне интересны все этапы дизайна, но больше всего я люблю исследования.
Что вдохновляет
Мне важен социальный аспект создания чего-либо нового. Предметный мир переполнен, поэтому мне важно понимать, что новый продукт решает проблему, помогает повысить качество жизни. Поэтому всегда с трепетом отношусь к инклюзивным проектам и особенно ценю то, что мы создаем в zerowaste.lab. Команда и люди, которые тебя окружают, – лучшее вдохновение.
Как через дизайн мы поднимаем проблемы современности
Дизайнер – человек, который решает проблемы. Своими разработками дизайнеры, изобретатели решают проблемы пользователей и бизнеса, каждый день анализируют то, что их окружает и ищут возможности для улучшения качества жизни. Лучшие проекты в промышленном дизайне направлены не на украшение чего-либо, а на создание комплексного продукта, в котором сочетаются и эстетика, и эффективность, и технологичность, и удобство пользования. На мой взгляд, дизайнеры служат «мостиком» между технологиями и человеком, прекрасно работают в командах со специалистами разных сфер и помогают внедрять в жизнь самые инновационные разработки, работая с поведением людей через интерфейс объектов и стараясь проявлять на максимум свой главный профессиональный навык – эмпатию.
В нашей лаборатории креативных исследований мы работаем в направлении устойчивого развития, внедряем принципы устойчивого дизайна в каждом проекте. Коммьюнити объединяет графических и промышленных дизайнеров, архитекторов, инженеров, специалистов в области материаловедения – это позволяет нам создавать эффективные и комплексные проекты, направленные на экологизацию бизнесов и внедрение циклической экономики. Создавая новые объекты, мы работаем в основном со вторично переработанными материалами. Учитываем полный жизненный цикл продукта, закладываем ремонтопригодность и возможность утилизации для всех составляющих проекта. Так, упаковка для украшений, которую разработала наш дизайнер Софья Рябова, превращается в закладку для книг или удобный бокс для хранения.
Как я «общаюсь» с материалами
Мне нравится пробовать новое, изучать потенциал разных материалов. На дипломной работе я открыла для себя искусственный фетр из вторичного PET – очень впечатлилась, что бутылки от воды могут превращаться в жёсткий, лёгкий и прочный материал, который при этом вариативен по цветам, подавляет шум, прост в уходе и обработке, а также эстетичен. Это открывает широкие возможности для его применения, чем активно пользуются многие европейские дизайн-бюро.
Как люблю свои и чужие проекты
Недавно в инстаграме zerowaste.lab наконец-то анонсировали проект мебели с использованием вторичных полимеров для Байкальской школы. Этот проект был первым, в котором я участвовала в команде лаборатории. Мы сделали инфопанели, планшет, табуреты и огромный стол (2,5 метра в длину), облицованный листами из крышечек от напитков. Это была очень трудоемкая и кропотливая работа, нам удалось создать градиент от глубокого синего к совсем светлому, как воды Байкала, варьируя цвета используемого сырья. Сейчас образовательное пространство смонтировано, и приятно наблюдать, как проект живёт.
Я каждый раз восхищаюсь проектами японских дизайнеров. Nendo и Оки Сато, Наото Фукасава не перестают удивлять высокой функциональностью, новыми подходами и сохранением чистой эстетики минимализма.
Как оцениваю потенциал продуктов из вторичного сырья
К сожалению, внедрение циклической экономики и действительно экологичных материалов только недавно стало набирать обороты. Создать экологичный продукт с конкурентоспособной ценой, доступной для большей части населения можно, внедряя подобные практики на уровне крупных компаний и государства. Например, в последнее время всё чаще мы наблюдаем развитие тренда на экологичность, и качественные продукты из вторичного сырья появляются в масс-маркете. Много экологичных решений у ИКЕА, ничем не уступающих визуально и в качественных характеристиках продукции из первичного сырья.
Что я думаю о своей экотревожности
Возможно, я веду себя очень позитивно на лекциях и в общении, но на самом деле довольно тревожна и эмпатична. Наверное, поэтому экологичный подход и стремление к zerowaste и стали основой моего образа жизни. Сложно оставаться равнодушным, когда ты узнаёшь об экологических катастрофах вроде той, что была на Камчатке. Или встречаешь стихийные свалки. Но с этим можно справляться.
После беседы с Марией сложилось впечатление, что речь идёт о какой-то футуристической профессии. Техническая часть граничит с творческой, скетчинг идёт рука об руку с программированием и исследовательской деятельностью… Зелёный так вдохновился, что аж влюбился в профессию. Если нас читают выпускники, которые хотят стать дизайнерами, но не знают, в какой области, рассмотрите это направление. И создавайте сумки-трансформеры, будильники и мебель. Главное – чтобы они были экологичными.