Сыр, сыр, сыр
Проект Молокотека появился в декабре 2020 года. Вообще молочная промышленность – это не самый экологичный вид производства. Но есть масса инициатив, благодаря которым она может стать более экологичной. Пример тому – страны Скандинавии. Молокотеку мы создавали как проект, который покажет, как молочная отрасль может измениться и стать экологичнее в глобальном плане.
Сейчас у нас работает онлайн-магазин сыров и молочных продуктов. Мы закупаем продукты, которые сделаны по системе органик или на небольших ремесленных производствах. Мы ищем и всячески стараемся поощрять что-то уникальное в нашей молочной отрасли. Продаём только то, что прошло наш серьёзный контроль качества. Поэтому, к слову, у нас очень небольшая линейка сыров. Стоит признать, что сырное производство в России только зарождается.
Больше сыра. Во что мы упаковываем жёлтый твёрдый сыр
Жёлтые сыры – это в принципе такой продукт, который достаточно долго зреет и не требует упаковки. К нам такой сыр приходит с производства в больших головах. Круглые или прямоугольные головы хранятся в специально созданных условиях при температуре 4-8 градусов и в своей естественной упаковке – у них есть корочка. Нам для хранения герметичность вакуума как таковая не нужна.
Мы контактируем с возможными источниками загрязнения только когда отрезаем определённое количество сыра покупателю. На этом этапе для нас важно, чтобы не было открытых участков сыра, взаимодействующих, например, со столом. Важно отрезать его чистым ножом и на чистой доске.
Упаковываем мы отрезанные кусочки в чистую бумагу. Нужно упаковать так, чтобы не было прямого взаимодействия с воздухом и поверхностями. То есть упаковка нам нужна только для того, чтобы защитить сыр от высыхания, попадания плесени и контакта с другими продуктами в холодильнике покупателя. Бумажная упаковка должна быть не белёная, без красителей, без дополнительного слоя в виде фольги или целлофана. Чем она примитивнее – тем лучше. Например – сделана из вторсырья.
Сыры хранятся в такой упаковке не больше 7 дней. Он отрезан, чтобы съесть его сейчас. И мы не продаём сыр в вакуумной упаковке не только из-за того, что стремимся минимизировать количество пластика. Упаковка влияет и на вкусовые качества сыра.
Если наш сыр покупают рестораны, мы запаковываем им головы сыра в бумагу, а у себя на кухне они хранят их без упаковки. Если голову разрезали, открытый слой сыра в ресторанах покрывают плёнкой, а при отрезании следующего куска соскабливают верхний слой.
Ещё больше сыра. Во что мы упаковываем мягкий сыр
Что касается мягких сыров, мы их упаковываем в контейнеры из перерабатываемого пластика, которые разрешены в пищевой промышленности. Вопрос с пластиком всё-таки не в том, чтобы отказаться от него. Вопрос в том, чтобы упаковывать продукты в пластик, который потом можно переработать.
Для сыра с плесенью в качестве упаковки рекомендована фольга, но мы её сразу отмели, потому что она вся будет в сыре, и возможности её переработки будут никакими.
Маленький и бескомпромиссный кружок
Единственное, что пока неэкологично в нашей упаковке, – это наклейка с логотипом. Маленький кружочек с рисунком и клеем. Мы много консультируемся по этому поводу, ищем решения – для нас это очень важно. Но пока не находим – камнем преткновения является клей. Пока удалось добиться, что наклейка легко отделяется и клей не остаётся на самом контейнере или бумаге. Но это не 100%-ое решение, которое бы нас удовлетворило.
Сыр едет к вам
Весь сыр должен ехать при температуре не выше 8 градусов. Это основное требование. Если доставка на расстояние меньше 10 км, мы даём курьерам наши сумки-холодильники с хладагентами. Если дальше – заказываем доставку через специальные курьерские компании, у которых есть холодильники.
Что ещё мы придумали, чтобы меньше вредить окружающей среде
Сейчас находится на реконструкции наш павильон на ВДНХ. Предполагается, что в этом павильоне будет кафе-музей молока. В этом музее огромную экспозицию мы хотим посвятить экологии. Показать каждый этап производства молочной продукции, ту нагрузку на окружающую среду, которая появляется на каждом этапе, и что делается, чтобы снизить эту нагрузку. А поверьте, несмотря на то, что молочная отрасль критикуется, – делается. Молочная промышленность может быть и должна быть более экологичной. Наша экспозиция покажет её возможности.
В павильоне мы организуем коворкинг и лекторий, в которых хотим проводить мастер-классы, приглашать гостей, собирать конференции и популяризировать тем самым экоповестку.
Когда откроемся, планируем принимать обратно контейнеры или бумагу и отправлять их на переработку, агитировать людей сдавать нам обратно упаковку.
Плюс мы показываем, что может сделать каждый человек для экологии. Сейчас, например, проводим конкурс на дизайн шопера. Много мастер-классов будет во время Green City 26-29 августа. Нашу программу можно посмотреть по ссылке. Приходите делать шопер, учиться давать вторую жизнь футболке и пробовать сыр.
Ещё мы очень надеемся на сотрудничество со школами. Молодёжь активно интересуется темой экологии. Нам очень важны совместные исследовательские проекты в области молочной отрасли и экологии молочной отрасли.
В общем, планов – громадьё.
Зелёный ещё раз обращает внимание, что он тоже будет на фестивале цветоводства, экологии и полезных продуктов Green City. И РЭО будет (классная лекция про экологию запланирована на 27 августа), и наши друзья из Zero Waste (проведут мастер-классы 28 августа). Скучать не придётся – куча молодых и модных экспертов и экоактивистов в одном месте. Всё, как мы любим. А самое главное – бесплатный вход на фестиваль. И бесплатный сыр. Не только в мышеловке.